Форум хочушек, беременюшек и заботливых мамочек

Объявление

Регистрируйтесь и давайте строить форум вместе!!!!)))))))))) Наши друзья... Форум Дворянских Кошек ( http://moykot.0pk.ru/ )

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Таинство венчания

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Таинство венчания 
Что такое церковное Венчание: начало или итог?
Не начало, потому что таковым является Любовь. И не итог, потому что еще многое предстоит сделать.
Венчание - это благословление церкви, укрепление двух разных людей на пути совместной жизни и закрепление выбранного ими решения. Иными словами, венчание - это этап, за которым следует продолжение.
Венчание является одним из семи таинств Русской православной церкви. Полагают, что брак был установлен Богом, еще в раю, а Иисус Христос, будучи гостем на браке в Канне Галилейской, освятил, подтвердив само убранство брака. Долгое время (вплоть до 10 века) в церкви не существовало особого чина венчания. Он постепенно появлялся со временем. Вначале брак считался совершенным, если мужчина и женщина объявляли себя мужем и женой в церковной общине, такой брак нельзя было расторгнуть. После этого, для того, чтобы брак считался совершенным, необходимо было взять благословление священника на брак, а иногда требовалось присутствие священника на свадебном пиру. К 20-му веку христианин и христианка, желающие вступить в брак, должны были причаститься вместе во время Литургии (христианское богослужение). Именно из чина Литургии возникло современное таинство Венчания.
Венчание обычно длится 40-60 минут. Время начало таинства, как правило, определяет священник: если это воскресный день, то обычно назначают на 13, 14 или 15 часов (в зависимости от числа храмовых священников). В будние дни назначают, как правило, начиная с 10 часов.
По традиции брачная церемония совершается в присутствии свидетелей. В дореволюционной России церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой. Тогда на венчании обязательно присутствовали поручители: дружки и шаферы, которые были православными, хорошо знали жениха и невесту и могли поручиться за них. На поручителях лежала обязанности по духовному руководству новой семьей. Поэтому в старые времена дружками и шаферами не могли быть молодые, неженатые, не знакомые с семейной жизнью люди. Еще одна обязанности восприемников - подтвердить акт венчания. Во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя именно поручителям доверяется поддерживать венцы над головами молодоженов. Таинство брака состоит из обручения и венчания.
Венчание совершается в храмах не каждый день. Запрет на совершение таинства совпадает с теми днями, когда церковь не разрешает супружеских отношений: во время постов, накануне постных дней (среды и пятницы) и перед большими праздниками (но в праздники в большинстве случае венчаться можно). Таким образом, допустимые для совершения обряда дни - воскресенье, понедельник, среда и пятница. Для многих наиболее предпочтительным является воскресенье - в этот день нет поста (как в среду и пятницу), но самое главное, в воскресенье почитается церковью как малая Пасха и уже само по себе является торжественным днем.

ВРЕМЯ, КОГДА В ХРАМАХ НЕ ВЕНЧАЮТ:
     - вторник
     - четверг
     - суббота
     - Великий пост (семь недель до пасхи)
     - Петров пост (второй понедельник после Троицы - 12 июля)
     - Успенский пост (14-27 августа)
     - Рождественский пост (28 ноября - 7 января)
     - Святки (7-20 января)
     - Сырная седмица (одна неделя до начала Великого поста)
     - Пасхальная неделя (Светлая седмица)
     - 14 февраля (канун Сретения Господня)
     - 6 апреля (канун Благовещения пресвятой Богородицы)
     - Канун вознесения Господня (39-й день после Пасхи)
     - Канун дня Святой Троицы (49-й день после Пасхи)
     - День Святой Троицы
     - 10,11 сентября (канун и день Усекновения главы Иоанна Предтечи)
     - 20 сентября (канун Рождества Пресвятой Богородицы)
     - 26, 27 сентября (канун в день Воздвижения Креста Господня)
     - 13 октября (канун Покрова Пресвятой Богородицы)

КОГДА РЕКОМЕНДУЕТСЯ ВЕНЧАТЬСЯ:
Изучив список запретных дней, человеку, еще только приходящему к храму, не сразу понятно, когда же можно венчаться. Однако позволительных дней не так уж мало. Раньше не Руси свадьбы играли с середины осени, точнее с 15 октября - праздника Покрова Пресвятой Богородицы до середины весны - Красной горки (воскресенья, следующего за Пасхой)
Хорошим временем для венчания считаются Богородичные праздники, прежде всего дни Казанской (21 июля и 4 ноября) и Иверской (26 октября) икно Божией Матери, а также Никола Вешний - 22 мая, день памяти Николая Чудотворца.

Таинство венчания в церкви - советы

В первую очередь, необходимо согласовать место и время совершения таинства венчания в церкви. Сейчас во многих храмах существует предварительная запись, при которой указывается не только день, но и время венчания. Сделать ее может любой родственник. В этом случае венчать будет священник, на которого выпадает очередность треб.

В тех же церквах, где такая запись отсутствует, молодожены оформляют квитанцию на совершение таинства в день свадьбы, за свечным ящиком. Однако здесь нельзя назвать время точно, так как венчания начнутся только после других треб. Зато можно договориться с конкретным священником, если к этому есть потребность.

Молодоженам надо приходить в храм в день свадьбы к началу службы, ничего не есть, не пить и не курить накануне - с двенадцати часов ночи. И если супружеская жизнь уже имеет место, воздержаться в последнюю ночь от брачных отношений.

В храме жених и невеста исповедуются, молятся за литургией и причащаются Святых Тайн. После этого, обычно около часа идут молебны, панихиды и отпевания. За это время можно переодеться в венчальные одежды (если в храме есть помещение для этого). Есть и другие моменты, на которые лучше обратить внимание:

    * лучше всего, если невеста наденет удобную обувь, а не туфли на высоких каблуках, на которых трудно выстоять несколько часов подряд;
    * присутствие друзей и родственников молодоженов за литургией желательно, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу венчания;
    * делать фотографии и снимать бракосочетание видеокамерой разрешается не во всех храмах: лучше обойтись без этого, сделав памятную фотографию на фоне храма после совершения таинства;
    * обручальные кольца надо заранее отдать венчающему священнику, чтобы он освятил их возложением на Престол;
    * возьмите с собой кусок белого полотна или полотенце. На нем молодые будут стоять;
    * у невесты непременно должен быть головной убор;
    * косметика и украшения - или отсутствовать, или в минимальном количестве;
    * обязательны нательные крестики для обоих супругов;
    * по русской традиции, всякая супружеская пара имеет свидетелей (шаферов), организующих брачный пир. Пригодятся они и в храме - держать венцы над головами новобрачных. Лучше, если это будут двое мужчин, поскольку венцы достаточно тяжелые. Шафера должны быть крещеными.

Церковный устав запрещает венчать несколько пар одновременно, но, как показывает практика - бывает и такое. Разумеется, каждый паре хотелось бы венчаться отдельно. Но в таком случае таинство может затянуться надолго (продолжительность одного венчания -45-60 минут). Если молодожены готовы ждать, пока не перевенчают всех остальных, то им не откажут в отдельном таинстве. В больших соборах отдельно венчают за двойную плату. В будние дни (понедельник, среда, пятница) вероятность того, что придут несколько пар, значительно меньше, чем по воскресеньям.

0

2

Правила венчания

Установленные гражданским законодательством и церковными канонами условия заключения брака, имеют значительные различия. Поэтому не всякий гражданский союз, зарегистрированный в ЗАГСе, может быть освящен в таинстве брака.
Церковью запрещается и не допускается:

    * четвертый и пятый браки;
    * вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства;
    * если один из брачующихся (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей;
    * венчаться некрещеным;
    * венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом;
    * между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства, то есть с троюродным братом или сестрой;
    * по древней благочестивой традиции браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка. Строго говоря, канонических препятствий к этому нет, однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея;
    * венчаться тем, кто ранее дал монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.

В наши дни Церковь не производит дознания о совершеннолетии, психическом и физическом здоровье жениха и невесты, добровольности их вступления в брак. Это условия обязательны для регистрации гражданского союза. Разумеется, скрыть от представителей государственных органов те или иные препятствия к браку можно. Но… НЕВОЗМОЖНО обмануть Бога, поэтому главным препятствием для совершения незаконного брака должна стать СОВЕСТЬ входящих в брак.

Отсутствие родительского благословения на венчание является весьма прискорбным фактом. Однако в случае совершеннолетия жениха и невесты, оно не может воспрепятствовать венчанию.

Кроме того, часто родители-атеисты противятся именно церковному браку. В таких случаях родительское благословение может быть заменено священническим, а лучше всего - благословением духовника хотя бы одного из супругов.

0

3

Обручение 

На Руси до 18 века венчанию предшествовало обручение, которое происходило за месяц или даже за год до венчания и являлось своего рода договором (обязательством) заключения брака в будущем. Но в тоже время обручение могло быть расторгнуто. Это происходило, если выяснялось, что жених ил невеста уже дали обещание кому-то другому. При расторжении обручения по неуважительным причинам, расторгнувшая сторона должны была выплатить значительную денежную компенсацию.
На Западе (в католической и протестантской церкви) помолвка являлась аналогом обручения. На ней молодые обменивались кольцами за некоторое время до свадьбы и публично объявляли предполагаемую дату бракосочетания. Это и в сегодняшнее время является традицией в состоятельных аристократических семьях Европы.
В наши дни в Русской православной церкви обручение происходит непосредственно перед венчанием в притворе храма (притвор располагается сразу за входом в храм, а если церковь маленькая, обручение может происходить почти у самых дверей).
Сначала из алтаря к месту совершения обручения выносят Крест и Евангелие. Обручающиеся стоят в притворе храма отдельно: жених - справа,  невеста - слева. Священник соединяет руки жениха и невесты епитрахилью (епитрахиль - по-славянски "нагрудник" - символ власти Христовой, данной священнику) и ставит молодых в центр. Затем благословляет жениха и невесту зажженными свечами. Свечи должны быть достаточно большими, так как полагается, чтобы они горели в течении всего обряда бракосочетания. В случае, если брачующиеся вступают в брак не первый раз, свечи не даются. Пламя свечей символизирует горение их душ верой и любовью к Богу, а также пламенную и чистую любовь супругов друг к другу.
Перед тем как взять свечи молодые крестятся. Креститься можно и нужно в любой момент венчания, и особенно перед действием священника, направленным непосредственно к жениху и невесте. Свечи принято держать рукой, прикрытой белым платком, после этого священник вновь возвращается в алтарь за кольцами, лежащими на святом Престоле - как перед лицом Господа Иисуса Христа. Так украшения принимают силу освящения и получают благословление Божие. После чего происходит обмен кольцами. Обмен кольцами символизирует добровольное заключение союза, в котором каждый из супругов уступает часть своих прав второй половине и берет на себя определенные обязательства. Обручальное кольцо не просто дар жениха невесте, а символ вечности и неразрывности брачного союза. В старину молодожены обручались золотыми и серебряными кольцами. Золото - символ солнечного блеска, свету которого уподобляется муж в брачном союзе. серебро - подобие Луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Сегодня принято обмениваться одинаковыми кольцами.
Сегодня эту процедуру совершает священник, но изначально это делали восприемники молодых, которые чаще называют шаферами или свидетелями.
В наше время свидетелем обычно является ближайший друг жениха, а свидетельницей - подруга невесты. Но изначально стоявшие за спинами молодых восприемники являлись представителями их родителей или же крестными. то есть теми, кто воспринял (принял) на себя власть родителей.
Обмен кольцами соответствует о скреплении брачного договора и о том, что на брак получено согласие родителей. Обмен кольцами происходит трижды - в знак осознания выбранного пути.
Далее молодожены следуют за священником на середину храма и становятся на белый плат - символ нравственной чистоты мужа и жены. Жених и невеста перед богом и Церковью подтверждают добровольность и нерушимость своих намерений вступить в брак, а также отсутствие со стороны каждого из них обещания третьему лицу. И только после этого начинается таинственное освящение супружества - чин венчания.

Обряд венчания 
Под пение "Слава тебе, Боже наш, слава Тебе!" жених и невеста, ведомые священником, переходят в центральную часть храма. Священник ставит молодых перед аналоем с Крестом и Евангелием на белое подножие. Единое для двоих подножие символизирует общую радость и  нераздельное жительство в супружестве, а белый цвет - целомудрие и девство вступающих в брак. Подножие обычно приносят в храм сами молодые (как правило об этом заботится семья невесты). Это может быть белое полотенце, небольшая скатерть или просто кусок полотна (в некоторых храмах принято жертвовать на нужды церкви). Иногда в качестве подножия используют расшитую крестами пеленку или праздничный детский уголок, сохранившийся еще с крещения невесты.
Перед тем как обвенчать молодых, священник спрашивает жениха и невесту, тверды ли они в своих намерениях и не давали ли обещания брака кому-то другому: "Имаши ли (имя) позволения благое и непринужденное взяти в жены (мужья) сию/сего (имя) его же/ею же пред собой зде видешь? Не обещался ли иной невесте? (Не обещалась ли иному мужу?)". После ответа венчающихся, свидетельствующих об осознанности их решения, начинается само таинство венчания.
На венчании молодых называют теми именами, которые были даны им при крещении.
В молитвах, которые читает священник, часто повторяются ветхозаветные праведники. верно и счастливо жившие в супружестве - Авраам и Сара, Исаак и Ревекка, Иаков и Рахиль, Иосиф и Асенефа, Моисей и Сепфора, Иоаким и Анна, Захария и Елисавета.
Венчание жениха сопровождается словами: "Венчается раб Божий (произносится имя) рабе Божией (произносится имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа". Венчание невесты - словами: "Венчается раба Божия… рабу Божиему...".
Священник просит Господа даровать венчающимся "видеть чада чадов" - "детей детей", то есть внуков, благословить их благополучием ("исполнить дома их пшеницей") и дать им "друг к другу любовь в союзе мира". В церковной молитве вспоминается, что еще в раю Господь создал Адаму жену - "помощника" для него, "восполняющего" его самого...
Затем священник возлагает венцы на жениха и невесту. иногда - реально, а иногда венцы над головами венчающихся держат восприемники. Венцы символизируют благословение Божие и соединение супругов в вечной жизни.
В отрывке из апостола ("Деяний святых апостолов"), читаемом на венчании, говоится, что отныне двое должны стать одним целым - единой плотью.
Евангелие, которое звучит в храме сразу после Апостало, рассказывает о браке в Кане Галилейской, где присутствовал Христос и где Он совершил первое чудо.
Настает самая торжественная минута венчания.  Под сводами храма звучат слова: "Господи Боже наш, славой и честью венчай их!" Затем приносится "чаша общения", наполненная церковным вином.
Исторически общая чаша - это совместное причастие венчаемых  на литургии. Ныне – это общая для двоих часа с красным вином, благословленная священником. Вино в чаше напоминает о чуде превращения в него воды (а виноградное вино, как известно, является символом радости и полноты жизни). А то, что чаша является общей, единой для двоих, символизирует полное единство супругов, неразрывность их союза в радости и скорби, печали и утешении. Не случайно именно невеста допивает все до последней капли, ведь она мудрая хранительница очага, призванная всегда думать о сохранении семьи. Новобрачные по очереди (сначала муж, а потом жена) трижды отпивают вино из чаши, выражая таким образом готовность делить общую "чашу жизни" с ее радостями и трудностями.
После этого священник под торжественное пение трижды обводит венчающихся вокруг аналоя (высокой треугольной подставки), на котором лежат Крести и Евангелие. Крег - символ вечности, вечного соединения мужа и жены во Христе. Интересно, что в православной традиции прошлых веков именно троекратное хождение вокруг аналоя, где лежит Евангелия – завет, что брачную жизнь надо строить на христианских принципах.  Об этом даже пелось в народных песнях: слова "Круг аналоя водил" означали, что герой обвенчался, женился на своей избраннице.
И действительно, вскоре после хождения вокруг аналоя священник снимает венцы с нововенчанных. При этом жену он уподобляет Рахили, ветхозаветной праведнице, "хранящей пределы закона", то есть охраняющей законы семьи и церкви.
Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским воротам, где они целуют икону Спасителя и образ Божией Матери.

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2019 «QuadroSystems» LLC